Нейродиагностика интеллектуального развития ребёнка с заключением
Нейропсихологическая диагностика позволяет определить, на каком возрастном этапе произошел «сбой» программы развития. Это является основой для построения адекватных коррекционных программ.
Разработанный А.Р. Лурия метод качественного анализа не только выявляет нарушенные звенья психической деятельности, но и те структуры мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении. Лурия считал, что психометрический подход для нейропсихологической топической диагностики не подходит и достоверность диагноза обеспечивается не статистическими данными, а совпадением характера нарушений различных психических функций при определенном синдроме.
Многие из существующих методик диагностики и коррекции построены по принципу симптома. Например, если ребенок не говорит, то считается необходимым исследовать и корректировать речь. Если неграмотно пишет, то элиминировать дефект письма. Такой подход не выявляет причину и механизм дефекта, а лишь описывает фасадные проявления нейропсихологического синдрома. Восстановительная работа в этом случае также должна идти не от симптома, а от механизма нейропсихологического нарушения. Так, например, если у ребенка нарушено письмо, то невозможно научить его писать при помощи изматывающих тренировок. Следует помнить, что процесс письма состоит из нескольких звеньев, и нарушение каждого из них может привести к дисграфии, т.е. частичному нарушению навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Занятия проходят с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, в игровой, творческой и позитивной атмосфере с множеством сенсомоторных упражнений (доска Бильгоу, утяжеленные мешочки, батут, сухой бассейн, кресло-кокан).
Занятия направлены на развитие и формирование всех психических и познавательных процессов ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь), а также гнозиса, праксиса.
Цель конкретизируется в частных задачах и зависит от запроса родителей. В конце пишется заключение в виде сильных сторон когнитивной сферы ребенка и слабых сторон с упражнениями, которые родители выполняют в домашних условиях.